В этой статье речь пойдет о наших детках, вернее о трудных периодах в их жизни. Да, оказывается и у маленьких детей бывают трудные периоды в жизни, обусловленные особенностями их развития. Что мы знаем о кризисах детского возраста? Что мы вообще знаем о кризисах? Довольно хорошо все осведомлены о том, что кризисы случаются у подростков в связи с наступлением переходного возраста. Еще некоторые знают, что существует так называемый кризис среднего возраста, когда взрослые люди начинают вести себя непредсказуемо и совершенно алогично. А о существовании кризисов до подросткового возраста осведомлены немногие, разве что психологи и врачи.

А между тем, они есть и переживаются очень болезненно не только родителями, но и самими детьми. В периоды кризисов дети становятся плаксивыми, капризными, часто неуправляемыми. Это тяжело переносится взрослыми. Но ребёнок может страдать от этого ничуть не меньше: он хочет быть хорошим, радовать близких. А внутри его происходят процессы, которые он не может ни понять, ни контролировать. Поэтому осведомлённость родителей о существовании таких сложных периодов в жизни детей бывает просто необходима. А что происходит на самом деле? Ничего не зная о существовании кризиса детского возраста, родители воспринимают его проявления как форму девиантного поведения и наказывают ребенка.

Для начала следует разобраться с определением: что такое кризис вообще. Не будем стряхивать пыль с академических изданий и ходить далеко, обратимся к Википедии: «Кризис — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы».

Таких переходных состояний и переломов в жизни ребёнка бывает несколько. Это кризис новорожденности, кризис 1 года, 3 лет, 7 лет, 11-12 лет, 15 лет.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым и потому сложным для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Так ребенок переживает свой первый кризис в жизни — кризис новорожденности.

На кризисе новорожденности я подробно останавливаться не буду. Здесь мы ничего не можем изменить или чем-то помочь малышу. Но вот последующие проблемы детского возраста мы воспринимаем как нечто враждебное, требующее исправления. Мы не знаем, что это особенности развития детской психики. Из этого недопонимания возникают трудность во взаимодействии с детьми. Если же иметь представление о том, что каждый период развития и становления детской психики сопровождается характерными особенностями, то можно избежать многих ошибок во взаимодействии и общении с детьми.

Итак, кризис первого года жизни ребёнка. Кризисом первого года обычно называют переходный период между младенчеством и ранним детством. Это период серьёзной перестройки физиологии малыша. К концу первого года ребёнок начинает самостоятельно передвигаться: он более активно ползает, начинает ходить. Ребёнок отделяется от взрослого, превращаясь в субъекта действия. Если вчера он полностью был в нашей власти, то сегодня он сам исследует окружающий мир. Происходит перестройка не только физиологии ребёнка, но и социальной ситуации его развития. Первые слова, имеющие характер указательных жестов, являются новым, прогрессивным способом общения со взрослыми. Увеличение двигательных возможностей приводит к возрастанию доступности многих вещей, что небезопасно для малыша. Это могут быть острые предметы, электрические приборы, электро розетки, посуда и многое другое. Родители вынуждены запрещать ребенку действия, могущие причинить ему вред. В результате ребенок постоянно наталкивается на противодействие со стороны взрослых. В этом возрасте ребенок уже способен понять, что не все его желания могут быть удовлетворены. Но ребенок зачастую не хочет уступать, пытается добиться своего. Он может заплакать, буквально, залиться слезами, упасть на пол.

Таким образом, симптомом кризиса первого года является появление аффективных состояний, выражающихся в эмоциональных взрывах. Появляется Я – желающий. При этом может происходить так называемый регресс деятельности ребёнка, обратное развитие. Могут также наблюдаться нарушения сна, плаксивость, обидчивость, нежелание есть.

Как должны вести себя взрослые в такой ситуации? Взрослым следует направить активность ребенка в нужное русло, переключить его интерес к предметам и действиям, которые не могут нанести ему вред. Главное в такой ситуации не превратить заботу о безопасности ребенка к постоянным запретам и слову «нельзя». Пространство, в котором обитает малыш, следует превратить в зону, совершенно безопасную для него, исключив из нее предметы, могущие нанести вред ребенку. При любой возможности запреты следует заменить более гибким поведением, что поможет ребенку и взрослым легче перенести этот сложный период его жизни. Можно избежать очень многих ошибок во взаимодействии с ребенком, зная об особенностях его развития в этом возрасте. Учёные установили, что в период от 1 года до 3 лет малыш усваивает столько нового для него материала, сколько взрослый человек способен усвоить за 60 лет. Я думаю, что никто из взрослых не хотел бы лишить ребенка того, что дала ему щедрая природа: познавать окружающий мир и искать своё место в нем. Взрослым следует запастись терпением и пониманием.

Добавить комментарий

Свежие записи

Архивы