Можно предложить поиграть в ассоциации всей семьей (с детьми дошкольного возраста и старше). Младшие с удовольствием пофантазируют, а подростки, узнав расшифровку каждой ситуации, поразмышляют о себе и о мире.

Игра ассоциаций…

Предложите участнику закрыть глаза и представить, что он идет по лесу.

Представь себе…

  • Ты идешь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ветерок? Что ты делаешь в лесу?
     
  • Ты выходишь на полянку и видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду?
     
  • Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что сделаешь?
     
  • Ты идешь дальше, впереди река. Какая? Как ты переберешься на другой берег?
     
  • Ты оказался на другой стороне и видишь дом. Какой это дом? Ты хочешь туда войти? Ты подходишь к двери. Какая это дверь? На двери — табличка с твоим именем, прочитай надпись.
     
  • Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь. В какую комнату ты войдешь сначала? Опиши ее. Какие еще есть комнаты в доме? Ты спустишься в подвал? Что там лежит? Там кто-то живет? Пойдешь на чердак? Что там есть? Что ты там делаешь?
     
  • Одна из комнат в доме — совершенно белая. В ней нет ни окон, ни каких-либо неровностей на стенах. Ты вошел, и дверь захлопнулась. Что ты будешь делать? Что ты чувствуешь?
     
  • Ты выходишь из дома в другую дверь и идешь по тропинке. Впереди забор. Как ты окажешься на той стороне?
     
  • Около дороги, по которой ты идешь, есть нора. Как ты себя поведешь?
     
  • Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?
     
  • В море ты видишь корабль. Какой он? Далеко ли он от берега? Ты будешь до него добираться?
     
  • Вот и закончилось наше путешествие. Ты возвращаешься домой отдохнувшим, посвежевшим и радостным. Потихоньку открывай глаза. Скажи, тебе понравилось?

Расшифровка ассоциаций

Приступим к расшифровке ассоциаций. В тесте даны ключевые символы, которыми оперирует подсознание большинства людей, а также дублирующие образы, чтобы картина получилась более четкой.

Лес и прогулка по лесу символизируют то, как человек воспринимает саму жизнь и свое движение по ней. Согласитесь, есть большая разница в восприятии ребенка, вышедшего погулять, и того, кто заблудился и плачет. Обратите внимание, насколько ребенку интересно, светло и комфортно в лесу. Каким он видит дом издалека? Светлым или темным, привлекательным или страшным? Возможно, такой он видит свою жизнь в семье. Обратите внимание на то, как ребенок описывает детали дома: крыша с дырами, открыта дверь или заперта, а может, даже забита досками.

Родник — это восприятие всего нового, что приносит нам жизнь. Если он видит заболоченный, грязный родник, то с восприятием новой информации у него проблемы, если не хочет пить воду из родника — не хочет учиться. Подумайте, не слишком ли вы давите на ребенка, нагружая развивающими занятиями.

Животное символизирует других людей. Обратите внимание на то, какое это животное — страшный волк или дружелюбный пес, хитрая лиса или колючий еж? Кто первым идет на контакт — зверь или ребенок?

Река и забор — символы жизненных препятствий. Для некоторых уже готовы лодка с гребцом и лесенка с поддержкой, кто-то выпивает реку и крушит забор, другие идут вдоль препятствия в поисках моста или расшатанной доски. Правда, есть ребята, которые могут заплакать, повернуться и уйти при виде препятствия.

Обратите внимание на общее описание дома: большой, тесный, уютный, ветхий, пахнет пирогами или воздух затхлый и т. п. То, на что ребенок обращает в доме внимание, значимые для него вещи. Кто-то сразу идет на кухню, кто-то — в детскую или гостиную.

Чердак — это накопленные знания и умения. Хорошо, когда он описывается как аккуратный, если там светло и все разложено по полочкам, если там живет мудрый кот или сова. Но у многих он захламлен и покрыт пылью. Возможно, ваш ребенок так устал от науки, что вообще не захочет идти на чердак.

Подвал — это все подсознательные или плохо сознаваемые устремления, знания, желания или навыки, которые у человека есть. Если ребенок лезет в подвал охотно, то его, видимо, не особо тревожат неосознанные страхи. И наоборот, если он подвержен страхам, его тревожность может быть повышена. То же самое касается норы: если ребенку интересно, кто в ней живет, и он подбегает чтобы покричать, заглянуть в нору, скорее всего, скрытых страхов у него немного.

Белая закрытая комната, лишенная любых неровностей, — это образ смерти. Редко кто чувствует себя хорошо в этой комнате. Детям следует задавать вопрос о белой комнате тогда, когда его тревожит смерть кого-то из близких. Если такой проблемы нет, можно вопрос пропустить. Вас должна интересовать интенсивность переживания человека в белой комнате (истерика, смирение, плач, мольбы о помощи). Чем эмоциональнее реакция, тем болезненнее этот вопрос на данный момент.

Чайки у моря — это родственники. Навязчивы ли они? Слишком шумят? Возможно, радуют глаз и приветливо кружат?

Наконец, корабль — это метафора жизненной цели и заветной мечты ребенка. Если корабль разбит или это вообще затонувший корабль, ребенка недавно постигло большое разочарование. Еще один критерий — может ли ребенок до корабля добраться. Не беда, если не может и видит вдалеке «очень красивый парус». У малыша впереди еще очень много лет для того, чтобы мечта обрела реальные контуры. Плохо, если он говорит о корабле с печалью: «Он уплывет, не дождавшись меня», или говорит, что нет лодки, а сам он утонет, если начнет плыть. Такое нередко бывает у подростков, но это специфика видения мира в этом возрасте.

Не воспринимайте результаты теста очень серьезно, как нечто заданное раз и навсегда. На самом деле, это всего лишь эмоциональный портрет ребенка в конкретный отрезок времени.

 

Добавить комментарий

Свежие записи

Архивы