Психолог Юка Ямамото написала целую книгу о том, как воспитывают детей японцы.

Книга рассказывает, что почитание старших в Японии прививается с материнским молоком. Родителям удается прививать уважение к устоявшимся взглядам и традициям. А еще поощряется желание находить особые способы самовыражения. Так у них получается воспитать сообразительных и не по возрасту развитых детей с прекрасным поведением, гордостью родителей.

Образование и воспитание Японии по сути преследует одну цель: общество должно получить достойного гражданина страны. Над этим и трудятся родители и педагоги. И в большинстве своем вполне успешно. Этим и сильно японское образование, в этом его достоинство и в этом же его недостаток.

Японцам неинтересны вошедшие в моду европейские идеи о гармоничном воспитании детей. В Японии нет трогательного отношения к тонкой детской психике. Они не боятся, что подавят индивидуальность ребенка. Конкуренцию в коллективах детей считают нормальным явлением, хотя прямое соперничество не приветствуется. На первом месте у педагогов и родителей дисциплина, ведется строгий контроль за успеваемостью детей.

Наверное, поэтому почти все взрослое население страны имеет или высшее, или средне специальное образования. Статистика показывает, что этот процент близок к 100%. Таких показателей нет ни в Америке, ни в странах Европы. А уж о японской вежливости ходят легенды, ими восхищаются по всему миру.

Казалось бы, система работает и все великолепно. Картину портит только статистика министерства здравоохранения. Вежливые и образованные японцы страдают от депрессий и нервных расстройств. Нервная система не в порядке у каждого пятого японца. Такие вот последствия идеального воспитания. В этом нет ничего странного. Сказав, что японцы воспитывают вежливых, высокообразованных людей с расшатанными нервами, не ошибешься.

У японского воспитания вообще только 2 задачи. Первая: воспитать ребенка, умеющим гармонично сосуществовать и трудиться в коллективе.

Для члена японского общества это насущная необходимость. В дошкольных учреждениях это вообще единственная воспитательная задача. В детском саду их не учат письму или чтению, а обучают правилам общения и взаимодействия между собой. Это действительно очень важное умение. У человека, не умеющего подстраиваться под любой коллектив, вообще нет будущего в Японии.

Вторая задача: вырастить конкурентоспособную личность.

Суть такова хочешь работать в престижном учреждении, имей хорошее образование. Для поступления в лучший вуз нужно окончить школу с отличными результатами, гораздо лучше, чем у остальных детей. С раннего возраста родители внушают детям, что надо учиться на отлично, много трудиться и тогда станешь лучшим.

В этом есть некий парадокс: как быть лучшим, выделяться из массы, добиваться успеха, конкурируя с другими детьми и при этом поддерживать хорошие отношению с каждым членом группы, ведь соперничество серьезно вредит дружбе.

Однако японцы с этим в корне несогласны. По их мнению, две задачи воспитания не противоречат друг другу. Если каждый стремиться стать лучшим, то уровень всего коллектива повышается. Из этого следует, что если каждый отдельный член общества конкурентоспособный, то в целом общество как один коллектив укрепляется и развивается.

Немного запутанно, но все что относится к Стране восходящего солнца с первого раза понять трудно.

Добавить комментарий

Свежие записи

Архивы