Нарушения речи у детейНарушения речи у детей – это довольно распространенная проблема, которая может существенно влиять на их развитие и успеваемость. Важно понимать, что существует множество различных видов речевых нарушений, и каждый из них имеет свои особенности.

Классификация, которая делит нарушения речи на несколько основных групп:

1. Фонетико-фонематические нарушения:

  • Дислалия: нарушение произношения отдельных звуков. Ребенок может заменять, искажать или пропускать звуки.
  • Фонематическое недоразвитие: трудности в различении звуков на слух, что приводит к ошибкам в произношении и понимании речи.

2. Общее недоразвитие речи (ОНР):

  • Задержка в развитии всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.
  • Различают несколько уровней ОНР в зависимости от степени выраженности нарушений.

3. Заикание:

  • Нарушение темпа и ритма речи, сопровождающееся повторением звуков, слогов, слов, а также остановками и запинками.

4. Нарушения голоса:

  • Дисфония: нарушение тембра, силы или высоты голоса. Голос может быть хриплым, слабым, напряженным.

5. Нарушения темпа речи:

  • Тахилалия: ускоренный темп речи.
  • Брадилалия: замедленный темп речи.

6. Нарушения чтения и письма:

  • Дислексия: нарушение чтения.
  • Дисграфия: нарушение письма.

Причины нарушений речи:

  • Наследственность
  • Осложнения во время беременности и родов
  • Заболевания нервной системы
  • Недостаточное речевое окружение

Клинико-педагогическая классификация, которая используется в нашей клинике https://dvclinic.com.ua/uk/about/

Она основана на причинах и механизмах возникновения речевых нарушений. Эта классификация выделяет следующие виды нарушений:

  • Нарушения голоса: дисфония, афония (отсутствие голоса).
  • Нарушения темпа и ритма речи: тахилалия (ускоренная речь), брадилалия (замедленная речь), заикание.
  • Нарушения звукопроизношения: дислалия (нарушение произношения отдельных звуков), ринолалия (гнусавость), дизартрия (нарушение произносительной стороны речи из-за поражения нервной системы).
  • Нарушения строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка языка, аномалии прикуса.
  • Системные нарушения речи: алалия (отсутствие или недоразвитие речи), афазия (распад речи вследствие поражения головного мозга).
  • Нарушения письменной речи: дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма).

2. Психолого-педагогическая классификация:

Эта классификация основана на проявлениях речевых нарушений и их влиянии на обучение и развитие ребенка. Она выделяет две основные группы нарушений:

  • Нарушение средств общения: фонетические дефекты, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас, аграмматизмы.
  • Нарушение использования средств общения: неумение строить связное высказывание, пересказывать текст, вести диалог.

Зачем нужны разные классификации?

Разные классификации позволяют логопедам и другим специалистам:

  • Более точно определить вид речевого нарушения.
  • Выявить причины нарушения.
  • Разработать индивидуальную программу коррекции.
  • Оценить эффективность коррекционной работы.

Диагностика и лечение:

Если вы заметили у своего ребенка трудности с речью, важно обратиться к специалисту: логопеду, дефектологу, неврологу. В DV Clinic https://dvclinic.com.ua/ru/ мы проводим комплексную диагностику речевых нарушений и разрабатываем индивидуальные программы коррекции.

Комментарии запрещены.

Свежие записи

Архивы