Нарушения речи у детей – это довольно распространенная проблема, которая может существенно влиять на их развитие и успеваемость. Важно понимать, что существует множество различных видов речевых нарушений, и каждый из них имеет свои особенности.
Классификация, которая делит нарушения речи на несколько основных групп:
1. Фонетико-фонематические нарушения:
- Дислалия: нарушение произношения отдельных звуков. Ребенок может заменять, искажать или пропускать звуки.
- Фонематическое недоразвитие: трудности в различении звуков на слух, что приводит к ошибкам в произношении и понимании речи.
2. Общее недоразвитие речи (ОНР):
- Задержка в развитии всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.
- Различают несколько уровней ОНР в зависимости от степени выраженности нарушений.
3. Заикание:
- Нарушение темпа и ритма речи, сопровождающееся повторением звуков, слогов, слов, а также остановками и запинками.
4. Нарушения голоса:
- Дисфония: нарушение тембра, силы или высоты голоса. Голос может быть хриплым, слабым, напряженным.
5. Нарушения темпа речи:
- Тахилалия: ускоренный темп речи.
- Брадилалия: замедленный темп речи.
6. Нарушения чтения и письма:
- Дислексия: нарушение чтения.
- Дисграфия: нарушение письма.
Причины нарушений речи:
- Наследственность
- Осложнения во время беременности и родов
- Заболевания нервной системы
- Недостаточное речевое окружение
Клинико-педагогическая классификация, которая используется в нашей клинике https://dvclinic.com.ua/uk/about/
Она основана на причинах и механизмах возникновения речевых нарушений. Эта классификация выделяет следующие виды нарушений:
- Нарушения голоса: дисфония, афония (отсутствие голоса).
- Нарушения темпа и ритма речи: тахилалия (ускоренная речь), брадилалия (замедленная речь), заикание.
- Нарушения звукопроизношения: дислалия (нарушение произношения отдельных звуков), ринолалия (гнусавость), дизартрия (нарушение произносительной стороны речи из-за поражения нервной системы).
- Нарушения строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка языка, аномалии прикуса.
- Системные нарушения речи: алалия (отсутствие или недоразвитие речи), афазия (распад речи вследствие поражения головного мозга).
- Нарушения письменной речи: дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма).
2. Психолого-педагогическая классификация:
Эта классификация основана на проявлениях речевых нарушений и их влиянии на обучение и развитие ребенка. Она выделяет две основные группы нарушений:
- Нарушение средств общения: фонетические дефекты, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас, аграмматизмы.
- Нарушение использования средств общения: неумение строить связное высказывание, пересказывать текст, вести диалог.
Зачем нужны разные классификации?
Разные классификации позволяют логопедам и другим специалистам:
- Более точно определить вид речевого нарушения.
- Выявить причины нарушения.
- Разработать индивидуальную программу коррекции.
- Оценить эффективность коррекционной работы.
Диагностика и лечение:
Если вы заметили у своего ребенка трудности с речью, важно обратиться к специалисту: логопеду, дефектологу, неврологу. В DV Clinic https://dvclinic.com.ua/ru/ мы проводим комплексную диагностику речевых нарушений и разрабатываем индивидуальные программы коррекции.